Официальный сайт МБУК Троицко-Печорский районный историко-краеведческий музей им. А.Н.Попова Вторник, 19.03.2024, 11:41
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...

с. Усть-Илыч

Историческая справка

УСТЬ-ИЛЫЧ (ЫЛЫДЗД1Н) — село при впадении р. Илыч в Печору, на правом  берегу, центр с/а, в 54 км от Троицко-Печорска, Троицко-Печорский р-н. Возникла после 1747 г., упомянуто в 1784 г.: д. Усть-Илыцкая, 4 дв., 29 чел. Побывавший тут в 1840 г. В.Н.Латкин отметил, что в д. Усть-Илыдзь имелось 13 домов, «расположенных на самом устье реки Илыдзь, на правом высоком ее берегу». В 1859 г. — д. Усть-Илычская (Илыч-Дин), 15 дворов, 104 чел. В 1898 г. открылась школа грамоты. В 1926 г. — с. Усть-Илыч, 47 дворов, 163 чел. В 1930 г. в селе имелась пароходная стоянка. В 1970 г. в Усть-Илыче жили 914 чел., в 1979 — 920 чел., в 1989 — 786 чел., из них 43% русские, 42% коми; в 1992 г. — 789 чел., в 2000 — 558 чел. в 225 хозяйствах.

 

На территории поселения  в 30-50-х. годах 20 века были созданы поселки лесозаготовителей, первоначально как спецпоселки, входящие в систему Ухтпечлага. Первыми жителями становились репрессированные граждане. Эта территория относилась к Когельской спецкомендатуре № 63.   

 

Материалы экспедиции 2004 года

Маршрут экспедиции был проложен на территории бывшей Когельской спецкоменда­туры №63, охватывавшей район от Троицко-Печорска вверх по реке Печоре до Усть-Илыча, затем - по рекам Илыч, Большая Ляга, Когыль и их притокам. В прошлом году об­следован спецпоселок Лыа-ди по реке Печоре, в котором в 1940-1943 г.г. находились депортиро­ванные румыны. Поиск очевидцев того времени привел к Сениной (Вирх) Дине Рейнгольдовне, кото­рая своими воспоминаниями и оп­ределила маршрут нашей экспе­диции: «Когда началась война, отца арестовали, а нас с мамой и младшим братом вместе с таки­ми же несчастными отправили на север. Привезли в Кожву, затем мы долго плыли на барже вверх по Печоре». Так семья Вирх ока­залась в Лога-ди. Всех трудоспо­собных, около 30 человек, отпра­вили в Большую Лягу. Среди них была и Дина, в ту пору ей было 17 лет. Шли долго, в глухую неизве­стность, более 50 км. Вел мест­ный охотник. Затем Дина Рейн­гольдовна сообщает, что долгие военные и послевоенные годы ра­ботала в лесоучастках по Большой Ляге. «К сожалению, их уже нет на картах, да и нет возможности до них добраться,» - со слезами на глазах говорит Сенина. Но все-таки экспедиция удалась. Маршрут, который проходил от Троицко-Печорска до Усть-Илыча, а затем по местам бывших спецпоселков, кото­рые создавались как лесоуча­стки и лесопункты, входили в Троицко-Печорский леспром­хоз: Усть-Ляга-Мишкинъель-Сосновка-Большая Ляга-Ро-щаель-Юдина. Они находи­лись по берегам реки Боль­шая Ляга. Прекрасно пони­мая, что без проводника нам не обойтись, обратились за помощью к главе админист­рации Усть-Илыча Андрею Николаевичу Попову. Он до­говорился с проводником, обеспечил необходимым транспортом, подобрал нам в помощь прекрасных лю­дей. Большое спасибо ему за понимание и поддержку в на­шей работе. Мы также призна­тельны нашему проводнику В.И. Рогачеву и шоферу администра­ции А.Королеву.

Наш проводник Виктор Ивано­вич Рогачев родился в Мишкинъ-еле, долгое время работал в лес­ной промышленности. После окончания Ухтинского техникума работал мастером леса, затем охотником-промысловиком. Именно благодаря ему,  мы смог­ли полностью реализовать свои планы. Побывать на месте бывших спецпоселков, составить карто­схемы, сфотографировать и опи­сать их.

До экспедиции, работая с архи­вными документами, изучая мате­риалы по репрессиям, собирая воспоминания высланных людей, выяснили, кто, когда и почему ока­зался здесь, чьими руками созда­вались эти лесоучастки и лесопун­кты, кто вел заготовки.

Основной рабочей силой были (наряду с местным населением, направляемым регулярно на лесозаготовки) с 1941 года депортиро­ванные немцы. По архивным доку­ментам, к октябрю 1941-го из Каре­лии было доставлено в район Боль­шой Ляги 204 немца, в т.ч 114 чело­век - старики и дети. В общей слож­ности 68 семей. Вот толь­ко некоторые из них: семья Штрассер из шести чело­век (главе семейства 65 лет, а самому младшему -7); семья Унгер из шести человек (самой старшей Паулине Карловне 72 года, младшему - 3); семья Цвар из восьми человек (роди­тели: Генрих Иванович - 38 лет, Эрнестина Михайлов­на - 41 год, и вместе с ними шесть детей -18,16,14,12, 7 и 2 лет).

С 1945 года депортиро­ваны литовцы. С июня по сентябрь прибыло около 500 человек, большая часть - нетрудоспособные старики и дети. Как прави­ло, семьи были большие, состоящие из трех поколе­ний. Среди них - семья Животкаускас. Родители Пронас и Текис, 6 детей: Казис - 1917 г.р., Зося -1931 г.р., Петрас - 1934 г.р., Втекас - 1936 г.р., Казас - 1937 г.р., Зингмас - 1940 года; семья Лебедис: родители и четверо детей - самому старшему - 8 лет, самой младшей - 2 года; семья Мисявичус: мать Она - 1901 года рож­дения, дети: Ионас - 1929 г.р., Витавенас - 1931 г.р.

С 1946-го в эти места прибывает новый спецконтингент - «власовцы». Среди них люди разных националь­ностей - русские и украинцы, узбе­ки и киргизы, белорусы и калмыки, башкиры и татары, грузины и армя­не, чеченцы и осетины, адыгейцы и греки. В отличие от немцев и литов­цев, «власовцы» поступали не семь­ями, а одиночками, не отягощенные семьями, и стали ценной рабочей силой. Прежде всего, они пополни­ли механизаторские кадры в лесо­пунктах, крайне недостающие в тот период.

Слушая воспоминания немногих оставшихся в живых, их детей и вну­ков, поражаешься тому, насколько схожи горестные судьбы этих лю­дей, насколько сложен их жизнен­ный путь, сколько бед и несчастий выпало на их долю. Сколько слез от боли, от бессилия этих великомуче­ников приняли воды Большой Ляги! Сколько родных и близких людей на­вечно осталось на ее берегах!

... В течение четырех дней наша экспедиционная группа, в состав которой вошли члены Троицко-Печорского «Мемо­риала» и сотрудники рай­онного музея, обследо­вала берега Большой Ляги, места бывших спецпоселков-лесоучас­тков.

А начали мы свое путешествие с лесоучастка Усть-Ляга, что в 8 км от Усть-Илыча. До него мы доехали на машине, за рулем которой был Ко­ролев Александр (тоже хорошо знал эти места, т.к родом из Мишкинъеля). По дороге много интересного рассказал об этих местах.

Исследуем место поселка - вмес­то домов развалины, их достаточно много. Хорошо сохранился дом Ма­моновых (репрессированных, как ку­лаков, еще в 1931 году). Несколько кладбищ: большинство могил без крестов, только холмики. Усть-Ляга считался перевалочным пунктом, от него вновь прибывшие распределя­лись дальше, по другим лесоучаст­кам. Провели замеры, все необхо­димое нанесли на карту-схему.

Продолжаем путь - машина берет курс на Мишкинъель. Выясняем, что по реке невозможно проехать, т.к. мало воды, река извилистая, много порогов. Вот и поселок. Один из ше­сти, в котором живут еще люди. Чи­стые аккуратные улицы, многие дома уже с забитыми окнами, боль­шинство выехало отсюда, остались только те, которые не хотят покидать родные места, могилы родных лю­дей.

Встретились с Цыбой (Сергеевой) Пелагеей Степановной. В 1950 году молоденькой девушкой прибыла она по оргнабору из Смо­ленской области. Да так и осталась здесь. Вышла замуж за Цыба Петра Пантелеймоновича, который в 1941-м попал в плен, в      Герма­нию, до 1945-го. А в 1946-м определен в разряд «власовцев» и отправлен, как и  мно­гие другие, на север, вначале в Рощаель, затем в Мишкинъель. В 1994-м в 82 года он умер. Именно их поко­ление строило Миш­кинъель. Пелагея Степанов­на назвала и других людей, прибывших с ее будущим мужем. Это Пешков Юрий, Макеев Михаил, Сухоручкин Василий. Прошлись по ули­цам Мишкинъеля, встретились с соци­альным работником Кошелевой Тамарой Ивановной, которая с любовью рассказыва­ла о своих подопеч­ных, тех, кто строил Мишкинъель. Побывали на клад­бище. Первые могилы почти все безымян­ные. На новом - ухо­женные. Следят за ними оставшиеся здесь жить мишкинъельцы.

После Мишкинъеля проезжаем еще неко­торое расстояние на машине. Доехали до так называемой Урбасовской Куръи (любимое мес­то рыбалки Урбаса П.А., тоже из де­портированных литовцев, затем - начальника Большелягского лесо­пункта). Дальнейший путь - на де­ревянной лодке с мотором. Однако, большую часть дороги пришлось подниматься по реке с помощью шеста. Река показала нам свой но­ров. Подводная трава постоянно на­матывалась на винт, и многочислен­ные мели не давали возможности быстро продвигаться вперед. Бере­га вроде бы одинаковы: обрывис­тые, близко к воде подступают де­ревья. Ощущение заброшенности, как будто мы одни в целом мире: ти­шина, даже не слышно птиц. Зная о том, сколько здесь погибло людей, тяжело на душе...

Неожиданно Виктор Иванович причаливает к берегу - Сосновка. Выходим. По чуть заметной тро­пинке среди зарослей высокой травы да иван-чая видим первые жилища – землянки. Кое-где просматриваются ос­татки развалин бараков... Выходим на дорогу, оказывается, она на Большую Лягу, ее начали строить, когда появились машины (нашли и место гаража, и парогенератор). В стороне от нее - кладбище. Насчи­тали около 20 могил, заросших. Поставили поминальные свечи. Со­ставили карту-схему.

Продолжаем свой маршрут, и вновь безошибочно наш провод­ник останавливает лодку у друго­го поселка - Большая Ляга. С бе­рега совсем ничего не видно. Сквозь густые заросли поднима­емся на высокий берег, находим несколько землянок и заросшие травой деревянные остатки бара­ков, обходим по контуру, поража­емся размеру - 21 метр длиной и 10 шириной. Именно о них гово­рила в своих воспоминаниях Д.Р.Сенина - до 200-х человек жили в одном бараке, а таких было четыре. Дальше от берега более поздние постройки - дома на не­сколько семей, рядом огороды. Как памятник поселку, в траве -железная кровать. Совсем рядом с домами, в 50 метрах, кладбище. Здесь чувствуется, что родные по­сещают его. Некоторые могилы ухожены, покрашены кресты. По­ражает количество могил. Их здесь много. Целые семейные склепы - одна большая и рядом 4-5 маленьких, и таких несколько. Некоторые могилы раскопаны. Как говорит Виктор Иванович, родные увозили останки умерших  на родину, в Литву. Зажигаем                          поминальные свечи.   Полусгнившие кресты - пра­вославные, католические. Опреде­лили место лесозаготовок, все это наносим на карту.

Лесоучасток Рощаель. Виктор Иванович вновь безошибочно оп­ределяет его местонахождение. Как похожи все поселки друг на друга - такие же землянки, боль­шие бараки, но здесь уже видны остатки домов, в которых были по­греба, разрушенные печи, огоро­ды. В фундаменте находим кова­ные гвозди - значит, здесь была кузница. По склону неожиданно натыкаемся на деревянную доро­гу со шпалами и рельсами для скатки древесины в воду. Два больших кладбища совсем рядом с поселком. Это и понятно,             обес­силенные люди не могли на дале­кое расстояние донести умерших.

Последний пункт - лесоучасток Юдино. Он закрылся позже всех. Жители переселились в основном в Судострой, с которым связыва­ет лесовозная дорога. Поселок был большой, сохранились разва­лины бараков, домов, колодец - они видны еще с реки. И вновь со­ставляем карту-схему и отправля­емся в обратный путь.

 По р. Когыль нашим про­водником стал Бажуков  Альберт Константино­вич, уроженец д.Максим, прекрасно знающий эти места как охотник и рыбак, долгое время проработавший в отделе внутренних дел райо­на и в пожарной части. Именно благодаря ему, мы смогли составить карту-схему этого райо­на, побывать на месте бывших лесоучастков, увидеть места лесозаготовок и кладбищ. Время сделало свое дело. На месте быв­ших поселений вырос лес, на кладбищах едва заметные холмики. Только на кладби­ще в лесоучастке Чукля Коста стоит один-единственный крест, в глубине леса... На нем фотография и подпись: «Вальтер Гус­тав Иванович, 1898-24.01.1943г.г. Спи спокойно, дорогой папа, в кругу то­варищей по судьбе.Твои дети и их семьи.»

(В архивных данных нахо­дим, что Густав Иванович при­был на Когыль вместе с же­ной Вилыельмой Ивановной, 1901 г.р., детьми Данилом, 1924г.р., Иваном, 1925 г.р., Тильдой, 1928 г.р., Эгардом, 1929 г.р., Освальдом, 1931 г.р.-, Зельмой, 1938 г.р.). Кро­ме них, в эти далекие и непро­ходимые места, откуда нельзя убежать, отправились сотни немецких семей, чтобы стро­ить поселки, открывать лесо­повал и сплав. Вот эти посел­ки: Чукля Коста, в 14 км от устья; Горбалек, в 20 км; Ляп-кыд Слуда, в 26 км; Сотгемь-ель, в 32 км; Климак, в 37 км; Демэель, в 39 км; Охотбаза, в 45 км; Турья, в 80 км; Рэдэ Миш, в 85 км.

 

 Экспедиция проводилась в рам­ках республиканской программы «Покаяние», целью которой явля­ется увековечивание памяти без­винно репрессированных людей, не по своей воле оказавшихся на коми земле. И навечно оставших­ся в ней.

                                                                                     Руководитель экспедиции  А.С. Власова

 

В состав поселения входят  село Усть-Илыч, поселки Мишкин-Ель, Палью.

 

Исторические события поселения:

 

1918 год – образован Усть-Илычский сельский совет в составе Семена Захаровича Пыстина, Ивана Ивановича Пыстина, Александр Григорьевич Пыстин.

1927 год – открытие начальной школы, в 1943 году – семилетней, 1959 г.- восьмилетней, 1965 год – средней школы.

1929 год – организация потребительской кооперации, первый председатель – Н. Костров

1930 год – организован колхоз «Социалистический Илыч», первый председатель - В.А. Пыстин

1931 год – открытие отделения связи, первый начальник – П.З. Пыстин

1931-1937 гг. – открытие первых лесоучастков, основная рабочая сила – репрессированные граждане.

1952 год – организован Печоро-Илычский лесхоз, первый директор – А.А. Малышев

1953 год – организация Верхнепечорского леспромхоза, первым директором становится Ф.Н. Страшко

1953 год – организация ОРСа Верхнепечорского ЛПХ

1957 год – организация Пальюнского лесопункта, первый начальник – К.Б. Ионайтис

2001 год – открытие Дома культуры, директор  - Л.Е. Локштейн.

 

 

На территории сельского поселения находятся:

Археологические памятники:

1.Ручьельская стоянка.  Расположена на левом берегу Печоры, юго-западнее с. Усть-Илыч. Найдены кремневые орудия и осколки кремня, обломки керамики. Открыта в 1965 году Канивецом В.И. Стоянка датируется ранним медно-бронзовым веком (3-2 тыс. до н.э.).

2. Стоянка Усть-Илыч. Расположена к северо-востоку от д.Усть-Илыч, на правом берегу Илыча, на месте бывшего катища. Найдены кремневые орудия и отщепы, фрагменты керамики. Открыта в 1965 году Лузгиным В.Е. Стоянка датируется ранним медно-бронзовым веком (3-2 тыс. до н.э.).

3. Местонахождения 1-3. Расположены в устье р. Прохор-Ель, северо-восточнее д. Усть-Илыч, юго-западнее поселка Верхне-Печорского леспромхоза.  Обнаружены кремневые незаконченные орудия, отщепы и пластины. Открыты в 1963-1965 годах Канивецом В.И. И Лузгиным В.Е. Местонахождения датируются ранним медно-бронзовым веком (3-2 тыс. до н.э.).

4. Стоянки Палью 1-8. Расположены к северо-востоку от устья реки Палью. Обнаружены кремневые орудия, отщепы, кальцинированные кости, фрагменты керамики, остатки кострищ. Открыты в 1965 году Лузгиным В.Е. Стоянки датируются медно-бронзовым веком (2-1 тыс. до н.э.).

5. Стоянка Челач. Расположена на левобережье реки Илыча, недалеко от устья р. Челач на левом берегу, на месте бывшего катища. Выявлены кремневые орудия и их обломки, отходы кремневого производства, фрагменты керамики. Открыта в 1965 году Лузгиным В.Е. Стоянка датируется эпохой бронзы (2 тыс.-9 век до н.э.).

6. Местонахождения Челач 1-2. Расположены ниже и выше устья р. Челач. Собраны кремневые скребки и отщепы, мелкие фрагменты керамики. Открыты в 1965 году Лузгиным В.Е. Местонахождения датируются эпохой бронзы (2 тыс. – 9 век до н.э.).

7. Стоянка Усть-Ляга 1-2. Расположены в устье реки Большая Ляга. Найдены кремневые орудия, обломки керамики, кальцинированные кости, остатки кострищ. Открыты в 1963 году Канивецом В.И. и  Лузгиным В.Е. Стоянки датируются 2 тыс. до н.э. – 4-8  веком  н.э. и относятся к неолиту и ванвиздинской культуре.

Болотный заказник республиканского значения

Хребет-Нюр

Заказник учрежден Постановлением №193 СМ Коми АССР от 26 сентября 1989г. Располагается в Троицко-Печорском районе на левом берегу р.Печора, в 5 км на северо-запад от с.Усть-Илыч. Болото верховое сосново-кустарничково-сфагновое. Охрану осуществляет Троицко-Печорский лесхоз. Общая площадь заказника 500 га.
Заказник создан с целью сохранения условий для произрастания и воспроизводства клюквы и поддержания общего экологического равновесия. Разрешены виды деятельности: сбор клюквы, охота. Режим охраны-заказной. Вокруг болота выделена буферная зона шириной 300 м.

 

Исторические места

Место, где стояла Иоанна-Предтеченская деревянная церковь, построенная в 1901 году, в здании которой после 1917 года долгое время находилась сельская школа.

Вот как описывал учитель Сергачёв закладку новой церкви в селе Усть-Илыч: "11 июня в дер. Устьилычской Печорской волости Устьсысольского уезда происходило торжественное молебствие и закладка вновь строящейся церкви во имя Крестителя Христова Иоанна Предтечи. Деревня Устьилычская находится от ближайшей Троицо-Печорской церкви вверх по Печоре в 40 верстах. Комитет по постройке церквей в Печорском крае, дабы доставить возможность всем желающим участвовать в этом, столь редком на Печоре, духовном торжестве, заарендовал специально для этой цели пароход г-на Черных "Михаил" для бесплатного проезда туда и обратно. Ещё накануне стало известно, что 11 июля в 11 часов дня имеет быть отправление в Усть-Илыч парохода "Михаил" и к этому времени массы народа наполнили пароход; набережная также была усыпана народом. Наконец, в начале 12-го часа при колокольном звоне, вышел из местного Троицкого храма крестный ход и, при пении тропаря Святой Троице, направился к пароходу. При приближении крестного хода сотни голов моментально обнажились. Св. иконы и хоругви были благоговейно внесены на пароход и помещены на верхней площадке (рубке) парохода. Раздалась команда капитана; трапы убраны и пароход медленно, при пении духовенством, учениками Печорского училища и народом - "Спаси Господи люди Твоя" стал отходить от берега. Получилась трогательная картина!

В Устьилычскую деревню пароход пришёл в 4 часа пополудни, где население, извещённое и подготовленное своевременно, толпилось на берегу, встречая ещё в первый раз в жизни такую духовную процессию. Иконы были с парохода торжественно отнесены на место будущей церкви, где и был отслужен председателем комитета священником о.Александром Сахаровым в сослужении с приходским священником о.Николаем Поповым молебен, после которого председателем комитета было произнесено глубоко прочувствованное, приготовленное к данному случаю слово. Да будет вновь основанная церковь источником света и истины Христовой, да соберутся под сень её заблудшие овцы (раскольники) стада Христова. Постройка вновь строящейся церкви, согласно контракту, будет окончена через год.". (Иоанно-Предтеченская церковь, построена в 1901 г., Комитетом по постройке церквей в Печорском крае, деревянная, одноэтажная. Освящена 15 августа 1901 г. Походная церковь приобретена на средства Св.Синода в августе 1911 г."

Священники:

1900- ?                                 НИКОЛАЙ Попов

1904-1906                            МИХАИЛ Иоаннович Тюрнин

1907-1914                            СТЕФАН Стефанович Покровский

Псаломщики:

1904-1906                            АЛЕКСИЙ     Ильич Тюрнин

1905-1907                            НИКОЛАЙ     Иоаннович Лобанов

1908-1912                            ЕВГЕНИЙ      Алексеевич Тюрнин

1912-                                    АЛЕКСИЙ     Иванович Ермолин

1912-1913                            НИКОЛАЙ     Николаевич Толстиков

1913-                                    ИОАНН Николаевич Фаддеев

1914- ?                                 ГЕОРГИЙ Тихонович Осипов

 

 

Памятный крест на месте Иоанна-Предтеченской церкви.                                   Поставлен в 2009 году.

Художница из Усть-Илыча – «Особый мир Елены Башковой»

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Управл. культуры
Мы в "Контакте"
Национальный музей
Админ-я МО МР
Мин.культуры РФ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • МБУК ТПРМ 2024Конструктор сайтов - uCoz