Официальный сайт МБУК Троицко-Печорский районный историко-краеведческий музей им. А.Н.Попова Вторник, 19.03.2024, 09:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...

В июне исполняется 25 лет гастрольных концертов Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми "Асъя кыа" им. В.Морозова в Троицко-Печорском районе.

В 1932 была создана художественная бригада Коми радиокомитета, первый Коми национальный государственный музыкальный профессиональный коллектив. На его основе в 1939 был образован Коми национальный ансамбль песни и пляски, многие десятилетия он был известен как Государственный ансамбль песни и танца Коми АССР. Организация и становление коллектива полностью связаны с именем художественного руководителя Ивана Оплеснина (1897–1942). 
Assya KyaAssya Kya 
С 1978 ансамбль получил имя "Асъя Кыа" (Утренняя заря) по названию популярной песни. 
В настоящее время "Асъя Кыа" – это государственный профессиональный музыкальный коллектив имени Виктора Морозова, ведущий,самый крупный и известный в Республике Коми, работает при Сыктывкарской Коми республиканской филармонии. в его составе 80 артистов и музыкантов. Творчество ансамбля не только основано на Коми национальных традициях, но и продолжает их развитие. 
Официальной датой создания ансамбля "Асъя Кыа" согласно Коми Энциклопедии считается 11 марта 1939.
 

По тексту статьи Д.Т.Козловой, напечатанной в "Известиях Общества изучения Коми Края", #1 (10), Сыктывкар, 2007

 
В 1930–е с улучшением экономического положения были созданы реальные условия для развития национального искусства, между тем развитие музыкальной культуры в области отставало от развития театрального искусства. "В деле музыкального образования, в деле продвижения музыки в широкие массы трудящихся сделано чрезвычайно мало, – писала газета "За новый Север" 30 октября 1931. На состоявшемся в июне 1932 областном совещании работников культуры также отмечалось, что музыкальной культурой не занимаются ни органы народного образования, ни театральные деятели . Важное значение в приближении музыкальной культуры к профессиональному искусству имела организация в 1933 художественной бригады Коми радиокомитета под руководством И.В.Оплеснина. Участники бригады не только пели и играли на музыкальных инструментах, но и участвовали в драматических постановках. Со временем эта бригада превратилась в хоровой коллектив, состоявший из 11 человек, который проводил большую работу по пропаганде советских и коми национальных песен. В середине тридцатых годов хор радиокомитета совместно с драматическим театром осуществил монтаж оперы Н.Римского–Корсакова "Майская ночь", перевод которой на коми язык был сделан В.А.Савиным. Важную роль в становлении творческого коллектива играл руководитель хора И.В.Оплеснин, один из первых коми, получивший музыкальное образование в Омском музыкальном техникуме по классам скрипки и пения. Закончив учебу, музыкант возвращается на родину, создает духовой оркестр профсоюзов, преподает пение в Сыктывкарском педтехникуме и выступает как скрипач. По окончании в 1932 в Москве курсов руководителей художественных коллективов и музыкальных редакторов И.В.Оплеснин помогает организовывать, а затем возглавляет художественную бригаду Коми радиокомитета .
Во II половине 1930–х с организацией Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров (СНК) Коми АССР в области музыкальной культуры были достигнуты некоторые успехи. Этапное значение в становлении коми профессионального музыкального искусства имело создание в апреле 1939 на основе хора радиокомитета Коми государственного ансамбля песни и пляски (таково первоначальное название), основной задачей которого являлась пропаганда коми народных песен и танцев. В том же году для оказания помощи в организации ансамбля из Москвы был приглашен хоровой дирижер и композитор, профессор А.Воронцов, внесший существенный вклад в становление первого профессионального исполнительского коллектива. В целях ознакомления с местной песенной культурой и создания национального репертуара он уже в первые месяцы пребывания в республике побывал в районах Сысолы и верхней Вычегды.


Творческий состав ансамбля песни и пляски в количестве 44 человек в основном был сформирован из числа участников художественной самодеятельности. Среди артистов первого состава были солистка хора В.Есева, впоследствии народная артистка Коми АССР, Т.Виноградова, В.Васюкова, В.Просвирина, Т.Холопова; артисты танцевальной группы Т.Маегова, Г.Тренев, И.Прохорова, а также приглашенные из Ленинграда солисты супруги Соломатины, танцоры Лаврушин и Беляев, солист балалаечник Юлыгин. Первые руководители ансамбля И.Оплеснин и А.Воронцов приложили немало усилий для того, чтобы привить профессиональные навыки музыкальной и песенной культуры молодым исполнителям. Первые программы состояли преимущественно из народных песен, обработанных известным музыкантом, собирателем коми песен П.А.Анисимовым и московским композитором А.А.Воронцовым, приверженцем академической манеры исполнения, позволявшей исполнять и классические хоровые произведения. "Закономерно, что первые выступления ансамбля покорили зрителей профессиональным мастерством исполнения хора и разнообразием национального репертуара. В интерпретации коми народных песен появились новые черты, благодаря их музыкально–профессиональному толкованию", — писал композитор А.Г.Осипов . В это время ансамбль был первостепенной составляющей развития профессиональной музыкальной культуры в республике.
Определенным этапом в развитии музыкальной культуры республики была Великая Отечественная война, которая потребовала перестройки всех форм музыкальной жизни, активизировала концертную деятельность, направляя ее на всемерную помощь фронту и укрепление тыла. С первых дней войны ансамбль песни и пляски перестраивает свою работу в соответствии с лозунгом "Работники искусств помогают фронту". В первую очередь организуются агиткультбригады по обслуживанию военносборных пунктов, сельских и промышленных районов. Репертуар ансамбля песни, и танца Коми АССР, в составе которого произошли значительные изменения в связи с мобилизацией на фронт мужчин, был созвучен военному времени. За короткий период артистами ансамбля были подготовлены тематические программы: "Красная Армия – освободительница", "Танкисты", "Оборонная", "Домна Каликова", с которыми исполнительский коллектив совершал гастрольные поездки по районам республики . В 1944 репертуар хора включал 23 коми народные песни. Важное значение придавалось национальным пляскам, которые танцевальная группа ансамбля исполняла наряду с плясками других народов.
В послевоенный период состав Коми государственного ансамбля песни и танца значительно пополнился в связи с увеличением певцов–солистов, а также хоровой и танцевальной групп, что нашло отражение в репертуаре ансамбля. Художественный руководитель ансамбля М.Зерницкий, кроме концертных программ, ставил сценические сюжетные монтажи "На Вычегде", "На страже мира", привлекал ансамбль к постановке музыкальных спектаклей "Свадьба в Малиновке" Б.Александрова, "Запорожец за Дунаем" Гулак–Артемовского.
 
В начале 1950–х при художественном руководителе Г.Дехтярове получил название "Ансамбль песни и танца Крайнего Севера" и проводил значительное время за пределами республики, вследствие чего национальный коллектив стал превращаться в эстрадную бригаду, исполняющую популярные песни, утрачивая национальный колорит . Но уже к середине 1950–х после критики вышестоящих органов репертуар ансамбля значительно обновился оригинальными произведениями и обработками коми народных песен местных композиторов. В 1954 за заслуги в области развития национального музыкального искусства Государственный ансамбль песни и танца Коми АССР был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР. Артисты М.Габова, Т.Батиева, Т.Исакова, Я.Лерепелица, Е.Суханова, а также художественный руководитель Г.Дехтяров были награждены почетными грамотами республики. Ведущей солистке ансамбля В.Есевой, пришедшей в ансамбль из самодеятельности, было присвоено почетное звание заслуженной артистки Коми АССР.

В 1960 ансамбль совместно с коллективом Якутской АССР и Северным народным хором принимал участие в театральном представлении "Северное сияние" в Москве, а в 1962 состоялось самостоятельное выступление коллектива в Кремлевском театре. Вместе с тем в это время работа Коми республиканской филармонии была поставлена несколько хуже, чем в предыдущие годы. В январе 1962 секретариат Коми обкома партии отмечал низкий идейно–художественный уровень ансамбля песни и танца, репертуар которого, во–первых, "стал засоряться музыкой и песнями, лишенными национального колорита"; во–вторых, в программах не находила отражение работа ХХП съезда КПСС . В целях улучшения деятельности филармонии директором был назначен заслуженный деятель искусств Коми АССР Н.Н.Массальский из числа репрессированных, с приходом которого творческая деятельность филармонии и ансамбля песни и танца заметно оживилась. Художественный руководитель ансамбля заслуженный артист Коми АССР А.Д.Лапский вернул ансамбль к первоначальной певческой манере, придал звучанию хора мягкость и певучесть. В репертуаре ансамбля появились новые хоровые произведения местных композиторов – А.Осипова, Я.Перепелицы, начинавшего свой творческий путь концертмейстером ансамбля, П.Чисталева, В.Мастеницы, которые в содружестве с поэтами С.Поповым, В.Власовым, Ф.Щербаковым, А.Мурзиным создали много разнообразных песен для хора и солистов.
В 1967 ансамбль песни и танца в составе 55 человек был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса в честь 50–летия Советской власти, что являлось большим творческим успехом.
 
В 1970–е годы Государственный ансамбль песни и танца Коми АССР получил широкую известность и международное признание, что свидетельствовало о возросшем уровне исполнительского мастерства. Программа 1970–х вместо номеров концерта стала представлять синтез концерта и театра, первым представлением из которых была сцена "Гажа ворсанторъяс" (Веселые постучалочки). В 1970 ансамбль вновь становится лауреатом Всесоюзного конкурса в честь 100–летия со дня рождения Ленина. Позже коллектив под художественным руководством В.П.Морозова получает ряд почетных республиканских наград. За заслуги в развитии и пропаганде коми национального искусства и народной хореографии в 1977 ансамбль становится лауреатом Государственной премии Республики Коми, в 1978 – лауреатом премии Коми комсомола. Большая победа была одержана творческим коллективом в 1978 на I Всероссийском конкурсе профессиональных ансамблей песни и танца, где Государственному ансамблю Коми АССР было присвоено I место и звание лауреата, а В.П.Морозов был признан лучшим художественным руководителем России. Авторитетное жюри во главе с народным артистом СССР И.Моисеевым наряду с высочайшим профессиональным уровнем ансамбля отметило нестандартное, современное прочтение фольклора.
С этого времени ансамбль получает название "Асъя Кыа" (Утренняя заря), так называлась одна из народных песен в обработке А.Осипова. В 1972 ансамбль песни и танца впервые выехал в зарубежные гастроли в Венгерскую Народную Республику, затем последовали поездки в Болгарию на Международный фольклорный фестиваль "Бургас–75", в Финляндию на Международный фольклорный фестиваль народов Севера (1979), Чехословакию (1979), где ансамбль достойно представлял музыкальное и танцевальное искусство народа коми.
 
Главным и бессменым хормейстером "Асъя кыа" с 1960-х по 2007 г. являлась заслуженная артистка Коми АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Галина Серафимовна Пыстина- наша землячка, уроженка Троицко-Печорска.
      
       " style="width: 500px; height: 200px;" />
"Асъя кыа" в концертном зале им.Чайковского. г.Москва. 1978. Хормейстер Г.С.Пыстина.
 

В своих воспоминаниях она пишет: 
"Родилась 2 декабря 1944 года в селе Троицко-Печорск Коми АССР. Родители – Бажукова Александра Васильевна и Пыстин Серафим Петрович. 
В годы войны мама была председателем колхоза «Пионер», а папа работал, вернувшись с войны, в колхозе и на строительстве дорог. 
В 1949 г. папа был репрессирован на 10 лет по 58 статье и отправлен в Инту. Маме посоветовали разойтись и взять девичью фамилию – Бажукова, потому семью не выслали из Тр-Печорска. Младшие дети – Татьяна и Николай – Бажуковы, а старшие – Альбина, Нина, Ангелина и я –Пыстины. Освободили и реабилитировали папу уже после смерти Сталина в 1956 году – через 7 лет. Освободившиеся политические заключенные посоветовали написать письмо и узнать о судьбе своего отца. Я написала, но не помню на чье имя, и папа вернулся. Он называл меня «его освободительницей» - из-за письма. Награды военных лет вернули, новый дом построили на улице Свердлова, семью зауважали. 
По детству помню – меня всегда любили, а старшие сестры часто в школе от учителей слышали: «Дочь изменника Родины». Даже брату, когда уже папа был реабилитирован, выезд на соревнования за границу часто задерживали оговрками: «документы не готовы». 
Меня это не коснулось ни в школе, ни в годы учебы в музыкальном училище и консерватории, ни в годы работы хормейстером Государственного ансамбля песни и танца Коми «Асъя кыа» им. Виктора Морозова за 41 год работы. 
За творческие успехи в области развития национального искусства имела благодарности и почетные грамоты Республики Коми и России: в 1972 году – присвоено звание «Заслуженная артистка Коми АССР»; в 1982 году – «Заслуженный деятель искусств РСФСР»; в 1987 году- медаль «Ветеран труда»; в 1999 году – награждена Орденом дружбы народов» за заслуги перед государством, многолетнюю и плодотворную работу в области культуры и искусства. 
В 2007 году в 63 года вышла на пенсию. 
Мама часто жалела меня, что рано в 14 с половиной лет по совету Елены Владимировны Кошелевой по окончании 7-го класса поехала учиться и жить «в люди». 
Я благодарна всем в моей жизни- родным, учителям, друзьям и близким, всем, кто окружал меня в жизни. 
Декабрь-январь 2012 г. Г.Пыстина. "
" />
 
Далее по тексту статьи Д.Т.Козловой, напечатанной в "Известиях Общества изучения Коми Края"

Богатое традиционное наследие народа коми широко использовалось национальным исполнительским коллективом. Созданный В.П.Морозовым оркестр народных инструментов ансамбля "Асъя Кыа" на I Всероссийском конкурсе ансамблей песни и танца был признан одной из лучших сопровождающих музыкальных групп. Научный консультант ансамбля П.И.Чисталев, благодаря которому вторую жизнь получили открытые им коми народные музыкальные инструменты, реконструировал чипсаны, поляны, деревянные барабаны, трещётки, палки, которые помогают создавать национальные колоритные композиции (подробнее и фотоальбом). Оригинальные национальные костюмы создавала заслуженный работник культуры Коми АССР, художник Е.Аксельрод. Основу коллектива в 1970–е составляли талантливые артисты Т.Осипова, А.Седых, Н.Якимчук, Ю.Шалаев, А. и X. Майсеевич, В. и С. Ратчины, Р.Сямптомова, Г.Терентьева, В.Баранников, В.Полежаев, В.Владимиров. Важную роль в деятельности ансамбля играл хоровой коллектив под руководством заслуженной артистки Коми АССР главного хормейстера Г.С.Пыстиной. Руководителем оркестра народных инструментов был заслуженный артист Коми АССР М.Бурдин
В 1986 ансамбль "Асъя Кыа" второй раз становится победителем Всесоюзного конкурса национальных ансамблей, годом раньше коллектив ансамбля гастролировал в ГДР, в 1986 – в Польше, в 1987 – в Чехословакии, где пропагандировал коми национальное искусство. Солисты ансамбля Т.Воронина, А.Седых, В.Васильев, артисты балета Н.Шалаева, Н.Беликова, Г.Тренев3 были отмечены почетными званиями. В 1988 ансамблем "Асъя Кыа" в составе 68 чел. было осуществлено 105 концертных программ . 

В начале 1990–х с ухудшением общего состояния культуры значительно сократился объем концертной деятельности ансамбля песни и танца "Асъя Кыа", особенно в сельской местности. Сократилось и число зрителей. В 1990, исходя из материальных соображений, Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми "Асъя Кыа" был реорганизован в самостоятельный творческий коллектив, состоящий из 30 артистов хора, оркестра (16 чел.) и танцевальной группы (24 чел.), где административное и творческое руководство осуществлялось художественным руководителем ансамбля В.П.Морозовым [15]. Однако 1 сентября 1994 приказом Министерства культуры Коми ансамбль вновь был присоединен к филармонии, в состав которой входили национальная группа "Зарни ёль" (fotoalbum in 2007), солисткой которой была исполнительница коми народных песен Л.Логинова, камерный хор и лекторийная группа (солисты) [16]. Воссоединение оказало благотворное влияние как на творческую, так и на финансовую деятельность филармонии. В 1995 количество зрителей, посетивших концерты коллективов филармонии, увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 1994 Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми "Асъя Кыа", отражающий региональные особенности республики, в 1996 гастролировал в Бельгии, Германии, Голландии, Португалии и Франции, а также успешно в том же году выступал в Усть–Куломском, Корткеросском, Усть–Вымском, Койгородском районах. О высоком исполнительском уровне профессионального коллектива свидетельствует тот факт, что "Асъя Кыа" был единственным в республике коллективом, получившим приглашение принять участие в празднествах в связи с 850–летием Москвы.
В 1990–е с коллективом плодотворно сотрудничали композиторы А.Рочев, сочинявший для ансамбля песни и инструментальные пьесы, музыку в современной манере писал для ансамбля М.Герцман. Оратория "Сердце солдата", написанная М.Герцманом в соавторстве с В.Морозовым, является единственным в России произведением, в котором осмысливается чеченская война. Для ансамбля писали также известные в республике самодеятельные композиторы П.Шучалин , В.Гущин , Г.Семяшкин, В.Чувьюров. В это время в ансамбле работали балетмейстеры: заслуженный деятель искусств Коми АССР И.Скляр, В.Соколов, а также М.Кругликов, создавший новые танцевальные номера "Коми перепляс", "Чудо–пимы"; хормейстер ансамбля заслуженная артистка Коми АССР и заслуженный деятель искусств РСФСР Г.Пыстина; художники по костюмам М.Барт, Е.Аксельрод, И.Скляр; руководитель оркестра народных инструментов заслуженный артист Коми АССР В.Волохов . В 1990–е, несмотря на трудности, ансамбль "Асъя Кыа" под руководством В.П.Морозова значительно повысил профессиональный уровень, стал визитной карточкой Республики Коми. 
С 2000 художественное руководство ансамблем осуществляет лауреат Всероссийского конкурса, заслуженный артист Российской Федерации и Республики Коми В.А.Волохов
До 2007 г. главным (бессменным) хормейстером является заслуженный деятель искусств России, награжденная Орденом дружбы народов, Г.С.Пыстина.
Учитывая большой вклад в пропаганду коми национального музыкального искусства В.П.Морозова, ансамблю песни и танца "Асъя Кыа" постановлением Коллегии министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 14 ноября 2005 посмертно было присвоено имя Виктора Петровича Морозова.
 

С Государственным ансамблем песни и танца Республики Коми "Асъя кыа" им. В.Морозова связана судьба нашей землячки Глафиры Федуловны Семяшкиной (Сергеевой). Родилась Глафира в Троицко-Печорске. Очень любила танцевать и мечтала танцевать на профессиональной сцене. Ее мечта сбылась, когда она поступила в коллектив "Асъя кыа". В то время (конец1950-х начало 1960-х годов) он назывался еще просто Государственным ансамблем песни и танца Коми АССР. Глафира Федуловна попала в танцевальную группу ансамбля. Любовь к танцу привила своей племяннице - Наталье Лихворенко. Наталья 5 лет (с 1984 по 1989 г.) танцевала в "Асья кыа".

" />

Глафира Федуловна Семяшкина (Сергеева) - артистка танцевальной группы Государственного ансамбля песни и танца Коми.

" />

Глафира Федуловна Семяшкина (Сергеева) в национальном костюме.

" />

" />


Жизнь Глафиры оборвала болезнь в 1966 г. 
Коллектив ансамбля выразил тогда глубокие соболезнования родным и близким Глафиры. Ей было посвящено стихотворение:

Росла девчонка на просторе
Хотелось петь ей и плясать:
Пришла из Троицко-Печорска
в свой государственный ансамбль.

Всегда в гастролях дальних, ближних;
Семья-ансамбль, а дом-вагон.
Мечтала побывать в Париже, 
В труде своем брала разгон.

Невест играла с тяжкой долей,
А то "черемухой" цвела.
В программах исполняя роли,
была прекрасна и мила.

Успех сопутствовал на сцене, 
счастливей не было семьи.
Кто б мог о черной перемене 
Подумать в солнечные дни.

Эх, Граня, Граня! Слава Коми!
Ты так безвременно ушла...
Тебя мы будем вечно помнить
За все, что людям отдала!

7 апреля 1966 г. сост. Тарантов.

Наталья Лихворенко сейчас проживает в г.Ухта.

" />

Наталья Лихворенко - артистка Государственного ансамбля песни и танца Коми "Асъя кыа".

" />
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Управл. культуры
Мы в "Контакте"
Национальный музей
Админ-я МО МР
Мин.культуры РФ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • МБУК ТПРМ 2024Конструктор сайтов - uCoz