А.Сахаров, священник Троицкой церкви — основатель Печорской народной библиотеки
САХАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, иерей (православный священник)
Родился в июле 1869 г. в Усть-Сысольске в семье священника Усть-Сысольского Троицкого собора. Александра Христофоровича Сахарова. Получил прекрасное образование – 20-летним юношей в 1889 г. закончил Вологодскую Духовную Семинарию с аттестатом 1-го разряда. Первый разряд получали исключительно отличники. Им были изучены следующие предметы:
Священная история
Катехизис
Общая церковная история
История Русской Церкви
Латынь
Греческий язык
Немецкий, французский языки
Русский язык
Чистописание
Черчение
География
Арифметика
Русская история
Природоведение
Все предметы велись по учебникам, одобренным Священным Синодом. В методике доминировали комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Учебники предоставляла Библиотека Вологодской духовной семинарии, которая уже в 18 веке по праву считалась самым большим книгохранилищем с ценнейшими фондами не только в Вологодской губернии, но на всем Севере Европейской России.
После успешного окончания 1 июля 1889 г. был назначен 2-ым псаломщиком Усть-Сысольского Троицкого собора. Во время службы в Усть-Сысольске был законоучителем и учителем пения в Слободской и Кочпонской школах грамоты. Непосредственно в Слободской (Никольской) церкви ни священником, ни псаломщиком он не был, но и в качестве школьного учителя принес большую пользу для жителей Слободы.(нынешней Эжвы)
27 сентября 1891 г., в возрасте 22 лет определен младшим священником к Печорской Троицкой церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (совр. с. Троицко-Печорск). А 8 декабря епископом Великоустюжским Петром рукоположен во священника. Через 5 лет определен старшим священником. И почти 20 лет он был священником нашей Троицкой церкви. Он был разносторонне развит, получив прекрасное по тем временам образование. Большое место в жизни Сахарова занимала общественная деятельность.
Являясь священником Печорской Троицкой церкви, состоял учителем пения в Печорском земском начальном училище (1892-1898 гг.), законоучителем Печорской женской Церковно-Приходской Школы и Сойвинского земского училища, А так же Законоучителем и учителем пения в Печорском земском начальном училище. Неоднократно удостаивался благодарностей за усердие в преподавании церковного пения. В 1895 году выражена благодарность от Управления Санкт-Петербургским учебным округом за безвозмездное обучение детей церковному пению.
С 1892 года делопроизводитель и казначей местного церковно-приходского попечительства.
В 1894 г. стал заведующим основанной им Печорской народной библиотеки. Кроме того, занимался переводами на зырянский язык Богослужебных книг и читал проповеди на зырянском языке собственного сочинения.
Был награжден набедренником за ревностное служение Церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения). В том же году "во внимание к заслугам по исследованию климата России" Императорской Академией наук удостоен звания корреспондента Главной физической обсерватории. А через год "вследствие ходатайства Августейшего Президента наук и согласно определению Св. Синода Всемилостивейшее пожалован за труды по производству метеорологических наблюдений орденом Св. Анны третьей степени".
В 1898 году назначен и.о. благочинного шестого Усть-Сысольского округа. Затем был утвержден в должности благочинного - специальной должности, предназначенной для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории).
Указом Великоустюжского Духовного правления объявлена архипастырская благодарность "за труды и заботы по религиозно-нравственному назиданию вверенной ему паствы", со внесением о сем в послужной список. .
С 1898 года состоит председателем местного церковно-приходского попечительства.
И окружным миссионером, т.е. лицом, посылаемое церковью для пропаганды своих религиозных взглядов и обращения иноверных в свою веру. Миссионерская деятельностью отнимала много времени и сил но, тем не менее, он старался поставить свои действия в пример, повлиять на нравственную и духовную жизнь общества.
В 1899 году назначен председателем комитета по постройке церквей в Печорском крае. В том же году за усердную службу преподано благословение Св.Синода с выдачею грамоты. Под его непосредственным руководством открываются церкви в с. Покча и Усть-Илыч, строятся часовни в Сойве и Петрушино.
В 1900 году определением Св. Синода за усердную и полезную службу награжден камилавкой. (Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие и выдавался протоиереям и священникам, в 1904 г. – наперсным крестом - четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). от Св. Синода выдаваемом
С 1901 года состоит законоучителем в местной церковной женской школе и в Сойвинском земском училище. За труды по первой всеобщей переписи населения награжден бронзовой медалью.
В 1910 г. был переведен в Вологду. До середины 20-х гг. служил на приходах Вологодской губ.
После 1917 г. проживал в Вологодской обл. С середины 20-х гг. был связан с «обновленческой церковью» (поддерживающие советскую власть). В 1924 г. был рукоположен во епископа Тихвинского (обновл.). С 29.04.1925 г. – епископ новообразованной обновленческой Усть-Сысольской и Усть- Вымской епархии. Управлял епархией, в состав которой входила часть приходов Коми АО, примкнувших к обновленцам, до конца 20-х гг. (с перерывами). Служил в Усть-Сысольском Троицком соборе. В 1933-1936 гг. – епископ (архиепископ) Моршанский и Борисоглебский (обновл.). Приехал в Сыктывкар из Иваново 17.09.1937 г. для вступления в должность управляющего Усть-Сысольской и Усть-Вымской епархией (обновл.). Служил при Кирульской Вознесенской ц., перешедшей к обновленцам, но уже 21.09.1937 г. был арестован, на момент ареста имел сан архиепископа.
Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в том, что «систематически среди местного населения проводил контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти. Распространял контрреволюционную клевету на политику партии». Осужден 29.09.1937 г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 31.09.1937 г. В возрасте 68 лет. Реабилитирован 25.09.1989 года прокуратурой РК. Место казни и захоронения неизвестно.
Источники: Репрессированное православное духовенство. С.14; Акты. С.959; Покаяние: Мартиролог. Т.1. С.1025; НА РК. Ф.230. Оп.1. Д.38; Архив. УФСБ РФ по РК. КП 6089. Источник: НА РК ф. 230, оп. 1, ед. хр. 38. Покаяние. Мартиролог. Т.1, стр.1025. Справка УФСБ РФ по РК от 08.08.97 №10 - 9/1190.