О сопротивлении Вогулов христианизации рассказывает это небольшой очерк:
Пелымский князь Асыка против русских.
К середине 15 века Москва заняла лидирующие позиции среди городов русских. Во время правления Ивана III с 1462 по 1505 гг завершилось объединение земель вокруг Москвы. Долго сопротивлялся Новгород Великий, но и он не сохранил своей независимости, в 1471 году был покорен. В 1480 году после великого стояния на реке УГРА окончательно пало монголо-татарское иго.
Князь Иван III стал именоваться царем. Московское царство - так стали называться русские земли. И вот в головах московской знати созревают великоимперские планы. "Москва - третий Рим!" - решили они.
Главные противники - татарские ханства на Волге и Урале, но они пока не по зубам. И Иван III решает присоединить к Московскому царству Северный Урал - земли пелымского княжества, населенного народами ханты и манси.
Еще с 11 века новгородцы где-то мирно торговали, где-то воевали с угорскими народами Северго Урала. Поэтому русские давно знали, что там немеряно ценнейшей пушнины.
Современником Ивана III был вогульский князь Асыка, стоявший во главе Пелымского княжества. Это был воинственный и могущественный лидер. И был очень неудобным соседом для северо-восточных русских рубежей. Пелымский князь Асыка неоднократно совершал набеги против русских в их приуральских владениях. И часто его набеги были удачливы. Одна из старейших уральских летописей - Вымско-Выгодская повествует о событиях 1455 года: "...того лета шли на Пермь безвернии вогуличи. Великую Пермь воевали, Питирима идуще к Перми поимали и убили...". Возглавлял же поход князь пелымский Асыка.
А Питирим был великопермский епископ, весьма энергично проводивший насильственную христианизацию местных уральских народов, впоследствии церковь причислила его к лику святых угодников. Приняв епархию в Перми после трагической гибели в 1442 году своего предшественника Герасима от рук насильно окрещенного аборигена, Питирим еще агрессивнее принялся насаждать христианство. При этом он не стеснялся в выборе средств для увеличения своей паствы. По его повелению русские неожиданно нападали на какой-нибудь поселок, сжигали всех старинных племенных божков и насильно крестили застигнутых врасплох жителей.
Такие бесцеремонные действия вполне закономерно обозлили уральцев и побудили пелымского князя на поход. Асыка со своим войском отмахал 500 верст до резиденции епископа в городе Усть-Выме и застал Питирима прямо на проповеди. Воины по приказу Асыки буквально растерзали проповедника прямо на глазах у его паствы.
Иван III решил отомстить за гибель Питирима и послал московскую рать чтобы покарать задиристого пелымского князя. В 1467 году Асыка был разбит, пленен и вывезен в Вятку. С него взяли признание вассальной зависимости от Москвы и обязательство платить дань и отпустили. Но Асыка не смирившись с поражением начал копить силы, вербовать союзников. В 1481 году решив, что он готов к новой войне, Асыка вновь нападает на русские владения. Разъяренные пелымцы сожгли город Покчу, обложили осадой столицу Пермского края город Чердынь. На помощь осажденным поспешили русские дружины из Устюга во главе с воеводой Андреем Мишневым. Русские разбили пелымцев и отряд их союзников тюменских татар. Но эта война не была последней.Иван III разозлившись на возмутителя спокойствия своих восточных рубежей, снаряжает в 1483 году отлично вооруженную рать под началом опытных воевод князей Федора Курбского, Черного и Салтика Травина. Жестокой железной пятой прошли русские рати по землям хантов и манси. В кровопролитных схватках уральцы были разгромлены. Асыка запросил мира.
Посредником в мирных переговорах был пермский епископ Филофей. Иван III пригласил послов Асыки в Москву, уверив их в полной безопасности. Мир был заключен, но он конечно не был стабильным. Аппетиты московитов, опьяненных своей растущей силой, на захват угорских земель все росли, русская экспансия неотвратимо надвигалась.
" />
|