ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ – 30 октября начнется в церкви Святой Троицы поминальной панихидой по невинно убиенным. В 13.00 часов, по традиции, около памятной плиты «Безвинным жертвам ГУЛАГа на территории Троицко – Печорского района» состоится поминальная церемония, будут зажжены свечи и возложены цветы в память о тех, кто безвинно принял тяжкие страдания, отдал свои силы и жизнь ради освоения нашего северного края. В районном музее вновь откроется экспозиция «Троицко-Печорский островок ГУЛАГа».
Всероссийская акция «Зажги свечу»: В 19 часов в окнах жителей района зажгутся поминальные свечи. Пусть огонек памяти в этот вечер будет в каждом доме. Горящие свечи – напоминание о каждом ушедшим навеки…Они не забыты, их помнят…
Троицко-Печорскому Мемориалу – 25 лет. 25 летняя история существования организации – это история поисков и открытий, это история возвращения добрых имен людям, чьи судьбы прошли через жернова ГУЛАГа. «Не предать забвению» — это цель историко-просветительского общества «Мемориал». Сохранить в памяти современников и будущих поколений все то, что довелось вынести несчастным, на чью долю выпали немыслимые страдания — наш долг. Пусть об этом будет широко известно. Во имя исторической правды, во имя того, чтобы ничего подобного не повторилось.
История создания общества уходит в 1989 год. Одним из организаторов создания стала Бажукова Лидия Федосеевна, директор районного музея. Активное участие в работе общественной организации принимали Ю.А. Яшанова, А.С. Терентьева, С.И. Попова, А.А. Лодыгин, В.Г. Тырина. Первым председателем стал В.Н. Липин. Наша организация входила в состав Ухто-Печорской историко-просветительской общественной организации «Мемориал» на правах самостоятельного отделения. Были постоянными участниками, проводимые в Ухте «Недели совести», на которую собирались оставшиеся в живых бывшие узники ГУЛАГа, их родные и близкие, а так же большое количество людей, для которых открывалась новая страница истории нашего государства, о которой долгое время нельзя было говорить. Первые публикации о тех страшных годах появились в районной газете «Заря» благодаря Ю.А. Яшановой, которая познакомила жителей района с судьбами заключенных Ухтпечлага, такими как К. Гурский, Н. Миллер, С. Мастепанов. Долгие годы она вела переписку с ними, открывая для читателей правду о сталинских лагерях. Большую поисково-исследовательскую работу проводили учителя А.А. Лодыгин из Русаново и Н. Д. Урюпин из Якши. Благодаря их настойчивой работе, к которой были привлечены и учащиеся, открылись неизвестные страницы «Образцо-показательного» лагеря в Судострое и имена первых строителей тракта Ухта-Троицко-Печорск.
«Неделя совести» в Ухте 1989 г.
С 1999 года председателем районной общественной организации «Мемориал» является А.С. Власова, дочь и внучка репрессированных. («Старшее поколение моей семьи вынесла все тяготы репрессий 30-х годов, направленных против так называемых «кулаков». Среди первых строителей спецпоселков Ичет-ди и Сойю были Калачевы Николай Николаевич и Анна Николаевна с малолетними детьми Елизаветой, Семеном (моим отцом), Василием и Сергеевы Михаил Яковлевич и Мария Егоровна с дочерями Марией (моей мамой) и Евдокией (им в ту пору было соответственно 6 и 4 года, младшая сестра 9-месячная Катя умерла в дороге). Калачевы были высланы из Березовки Аннинского района Воронежской области, а Сергеевы из д. Саломатино Камышинского района Сталинградской (Волгоградской) области в 1931 году. Это слёзы, боль и вечная тоска по утраченной родине умерших дедов, голодное безрадостное детство и трудная молодость родителей»).
За эти 15 лет проведена большая работа по следующим направлениям:
- Увековечение памяти жертв политических репрессий:
В 1999 году около здания районного музея, рядом с бывшей церковью Святой Троицы установлен и освящен закладной камень, в 2002 году, при содействии администрации муниципального района «Троицко-Печорский» установлена Памятная плита жертвам политических репрессий на территории Троицко-Печорского района, в 2011 году она была заменена на новую.
2002 г. Открытие памятной плиты.
Ежегодно, начиная с 1999 года, проходит поминальная церемония, на которой присутствуют бывшие репрессированные, их дети и внуки, представители общественности, муниципальной власти учащиеся школ.
В районном музее создана специальная экспозиция «Троицко-Печорский островок ГУЛАГа», материалы которой вошли в Виртуальный музей ГУЛАГа России.
- Поисково-исследовательская работа.
На протяжении последних 10 лет, при финансовой поддержке республиканского фонда «Покаяние», ежегодно проводились поисковые экспедиции по местам бывших лагерей (по строительству барж-углярок в Судострое, тракту Бадъель-Джебол, добычи нефти и газа) и спецпоселков, расположенных на территории Троицко-Печорского района на месте бывших спецкомендатур
- Когельская №63. От Троицко - Печорска вверх по Печоре, затем по рекам Илыч, Когель, Большая Ляга и их притокам. Спецпоселки создавались как лесоучастки.
- Мылдинская № 65. Троицко - Печорск и его окрестности. По Печоре и Мылве. Спецпоселки создавались как лесоучастки.
- Вельская №60. От Троицко - Печорска вниз по Печоре до Митрофаново, затем по рекам Велью, Конашьель, Ленавож. Спецпоселки создавались как лесоучастки.
- Дутовская №69. От Троицко - Печорска вниз по Печоре. Спецпоселки создавались как лесоучастки (в настоящее время - территория Вуктыльского района) На месте бывших поселений и лагпунктов вырос лес, на кладбищах едва заметные холмики. И как памятник всем умершим и погибшим здесь стоит в глубине леса одинокий крест, которые поставили дети своему отцу: «Вальтер Густав Иванович, 1898 - 24.01. 1943 гг. Спи спокойно, дорогой папа, в кругу товарищей по судьбе. Твои дети и их семьи» (лесоучасток Чукля Кост).
В состав экспедиций входили учащиеся и студенты, активисты «Мемориала» и проводники из местных жителей, а постоянными помощниками на протяжении 10 лет были Бажукова Нелли Михайловна и Власов Анатолий Сергеевич. Результат работы – возвращение на карту района более 80 названий спецпоселков и лагпунктов, большая часть которых прекратило свое существование. А еще музейный проект «Маршруты Памяти».
- Историко-просветительская работа.
Мы являемся постоянными участниками республиканских и региональных научно-практических конференций «История политических репрессий на Европейском Севере России», которые проходили в Воркуте, Печоре, Ухте, Емве, Сыктывкаре, а в 2001 году принимали участников республиканской конференции в Троицко-Печорске. Глубокие исследовательские работы были представлены нашими учащимися. Дважды молодые исследователи становились лауреатами Всероссийского конкурса «Человек в Истории. ХХ век», дважды нас приглашали для участия в работе Российского Мемориала в г. Москву.
Сегодня мы активно сотрудничаем с республиканским Фондом «Покаяние». Последняя совместная работа – участие в сборе материала по российским немцам. Активное участие в данной работе приняли дети репрессированных, а также зав. филиалом районного музея в п. Приуральском Г.Я. Уляшова. В начале 2015 года выйдет специальный том «Покаяние» о российских немцах, где будет представлен материал о наших земляках немецкой национальности. А в планах на будущее – выпуск книги «Не предать забвению. Троицко-Печорский островок ГУЛАГа»
Торжественное заседание на 10-летие республиканского Фонда «Покаяние»
История не терпит славословья,
трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
нельзя любить бездумною любовью
и не любить без памяти нельзя.
Эти строки принадлежат известному советскому поэту Ярославу Смелякову, который, как и Матвей Грин, Николай Ассанов, Николай Массальский и еще многие - многие представители творческой интеллигенции Москвы и Ленинграда в 30-е году оказались на Печоре в Судострое, в печально известном «образцово-показательном» лагере по строительству барж-углярок системы Ухтпечлага.
2014 год. 83 года назад берега Печоры встречали людей, которые не по своей воле оказались здесь. 17 июня 1931года началось заселение спецпоселков Ичет-ди и Сой-ю, 18 июня – Горт-еля, 26 июля – Пиня-иза. Именно тогда, наш Троицко-Печорский район стал одним из многих островков ГУЛАГа – невольным участником страшной драмы 30-50 гг. ХХ века в истории нашего государства. «Область Коми, чем ты виновата, что была чужой бедой богата, что в тебя – зеленой смерти в лапы – гнали за этапами этапы…» - писал о том времени известный коми поэт Серафим Попов. Да не виновата Коми земля, что стала последним пристанищем для тысячи ни в чем не повинных людей. Как и нет вины тех, кто был согнан силой со своих родных мест. Троицко-Печорский островок ГУЛАГа – это более 70 спецпоселков и лесоучастков, более 10 лагпунктов, где в землянках и бараках протекала полная трудностей и лишений жизнь заключенных и спецпоселенцев. Что пришлось им испытать трудно и даже невозможно, пожалуй, представить теперь. До сих пор в этих местах то и дело встречаются обрывки заржавевшей и извивающейся колючей проволоки, полусгнившие бревна от построек, в которые вбиты огромные кованые гвозди. Все это – свидетельства того жестокого времени и испытаний, которые выпали на долю людям, которые не по своей воле оказались в нашем северном крае.
Ичет- ди, Сойю (спецкомендатура №69), Чукля кост, Сотчемьёль, Проковидзбож, Большая Ляга, Рощаёль, Шантым Прилук (спецкомендатура 63), Лыа-ди, Кодач, Рогадын, Кузьпель, Сплавбарак, Ленавож ( спецкомендатура № 60), Кирпичный, Коммуна, Шамья (спецкомендатура 65)... вот только несколько названий из 80, возвращенных на историческую карту района в ходе поисковых экспедиций 2001-2010 гг. В течение 10 лет, при финансовой поддержке республиканского фонда «Покаяние», проводятся поисково-исследовательские экспедиции по местам бывших спецпоселков, лагерей, захоронений репрессированных граждан. На месте бывших поселений и лагпунктов вырос лес, на кладбищах едва заметные холмики. И как памятник всем умершим и погибшим здесь стоит в глубине леса одинокий крест, которые поставили дети своему отцу: «Вальтер Густав Иванович, 1898 - 24.01. 1943 гг. Спи спокойно, дорогой папа, в кругу товарищей по судьбе. Твои дети и их семьи» (лесоучасток Чукля Кост). В архивных данных находим, что Густав Иванович прибыл на Когыль вместе с женой Вильгельмой Ивановной, 1901 г.р., и семью детьми: Даниилом, 1924 г.р., Иваном, 1925 г.р., Гильдой, 1928 г.р., Эгардом, 1929 г.р., Освальдом, 1931 г.р., Гербертом, 1936 г.р., Зельмой, 1938 г.р. Вместе с ними здесь оказались семьи Блох из 4 человек, Лерке из 6 человек, Миллер из 5 человек, Щульц из 6 человек. Всего более 100 семей. Более 500 литовцев оказались на Большой Ляге, среди них семьи Лебедис из 6 человек, Животкаускас из 8 человек, Безонеса из 7 человек, Ионайтес из 7 человек. На Северной Мылве - семьи Гемплер из 7 человек, Альбрек из 6 человек. И здесь счет ведется тоже на сотни. А первыми в наш район попали раскулаченные крестьяне Воронежской и Сталинградской (Волгоградской) областей. Среди них: семьи Буровых, Калачевых, Кулаковых, Рубцовых, Суминых, Брюшковых, Мамоновых, Сидориных, Колтавских, и многих других. Именно они стали первыми обживать берега Печоры - построив Ичет-ди, Сойю, Гортьель, Пиняиз. Как правило, все семьи были большие, состояли из нескольких поколений. Большая часть - нетрудоспособные старики и малолетние дети. Насколько схожи их горестные судьбы. Но при общей их схожести, каждый человек испил свою чашу страданий. И никогда не будет лишним напомнить об этом. Каждая судьба неповторима. О каждой можно и нужно писать.
Всё давно здесь лесом поросло …
Слушаю воспоминанья Ваши:
-Это школа…Вот мосточки к ней…
-Это магазин…
-А это-остов дома милой матушки моей…
-Нет иных…Другие уж далече…
Разметала жизнь во все края
Тех, кто здесь, в краю суровом плача,
Отбывал вину - за что? - не знаю я…
И никто сегодня не ответит
В чём была вина людей простых,
Что трудились, рук не покладая,
Забывая череду обид своих.
Сколько горя, сколько слёз пролито
В нашем снежном северном краю,
Сколько раз вы в думах проклинали
Неудалую судьбу свою?
А сегодня, пролетели годы,
Слышу я лишь скорбь в словах простых,
-Сколько же людей погибло в тех невзгодах,
Ни за что сюда сгоняли их…
Мы установили крест неброский
И с душой молитву сотворя,
Помянули мы в молитве этой
Всех, кого когда-то потеряли.
Имена просты: Иван, Мария
И другие, не сложнее тоже,
А потом в поминовенье были дети,
Сколько ж их – не перечислить даже…
Имена их, видно, память стёрла,
Сохранив лишь лица, возраст, чьи…
И твердит молитва, стиснув болью горло:
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ ИХ, И В ЦАРСТВИЕ ТВОЕ ПРИМИ!»
С.Мешайкина
«ИЧЕТ-ДИ - это слёзы, боль и вечная тоска по утраченной родине наших умерших дедов, трудная молодость наших родителей». (из воспоминаний Бушуевой В.Е.)
« Здесь невинный покоится прах,
Отголоском вселенской беды.
Наплывёт из прошедшего страх
Ичет-Ди, Ичет-Ди, Ичет-Ди». (А Суслов)
Бушуева (Мамонова) Вера Егоровна (Крайняя справа, на встрече с ичетдинцами)
Долгие годы прожитой жизни со всеми ее радостями тревогами трудностями и горем превращаются, в конце концов, в воспоминания которые мы несем в себе.
Яркие и светлые воспоминания озаряют дальнейшую жизнь, ведут к совершенствованию души, а если темны и отвратительны, то их стараешься забыть, но память не позволяет этого и тогда воспоминания преследуют, давят и терзают душу. Прошедшая жизнь всегда воплощается в воспоминания. Мои записи маленькая капелька прожитой жизни и, к сожалению, в свое время я не сделала записей о жизни наших прародителей, а в памяти не всё сохранилось от рассказов моей мамы
В 1931 г на основании Постановления СНК и ЦИК от 01.02.1930г как кулаки были высланы мои дедушка Мамонов Иван Григорьевич, бабушка Марфа Исаевна, моя мама Пелагея Ивановна (ей шёл 21год), мамины братья Пётр и Фёдор сёстры Евдокия, Мария. Это был чёрный трагический период в жизни многих людей и всей страны – раскулачивание, так именовалось переселение людей в дикие необжитые края с юга на север, с Воронежской области Анненского района с. Воскресеновка отправили в Коми край.
За что? Дедушка работал на сахарном заводе, варил сахар, бабушка вела домашнее хозяйство, детей было 9 человек. Жили в своём доме. Было 2 коровы, 2 лошади, овцы, куры - как и у всех хозяйство. Перед выселением стали разводить сад. Дедушка сажал арбузы, тыкву, посадки делал с умом так, что выросшие арбузы скатывались в овражек, где он настилал солому и там они дозревали. Посадили яблоньки. Дом был большой, крытый цветной черепицей. Жили по среднему, обеспечивали себя продуктами питания, излишек продавали, чтобы купить одежду и обувь. Жили, соблюдая все православные праздники. Последней покупкой, по словам тёти, была рушалка - сбивавалка для получения подсолнечного масла и это приобретение стало якобы предметом зависти членов местной власти. Сами сеяли пшеницу, просо, была своя небольшая мельница. Дедушка был трудолюбивым и строго требовал от детей участия в домашнем труде. Выселяли без предупреждения. Пришли, спросили, где отец. Он работал в это время на гумне (поле). Забрали его оттуда в г. Анну сказав, что раскулачивают семью и увозят на север. Через день пришли и сказали всем собираться. Наспех собрались, взяли крупу, сухари, порезали кур, в узелок вещи. Подвода выехала со двора, коровы пошли в разные стороны, собака выла, понимая своё прощание. Всё было как в страшном сне, что такого, просто не может быть. На станции встретились с отцом...
В телячьих вагонах повезли поездом в Котлас, затем на пароходе по реке Вычегда до деревни Вольдино. Эта деревня стала пересыльным пунктом. Разместили к коми хозяевам, очень хорошим, добрым, богатым. Они хотели оставить у себя тетю Дуню, тогда ещё маленькую девочку, у них не было своих детей, но бабушка не отдала. С Вольдино по тракту погнали людей на Троицко-Печорск, речной порт на реке Печора. Тракт - это лесная дорога, проходящая по глухой тайге. Стояло лето. Полчища комаров донимали и атаковали беззащитных людей. Они впервые видели такой дремучий лес и ни одного населённого пункта. Старых и детей везли на подводах, остальные шли пешком. Стоял стон, плач детей, скрип колёс. Но, сдерживая плач, шли взрослые, чтобы не напугать детей и думали думу горькую неужели, такое можно сделать, а что же тогда их ещё ждёт. Более месяца добирались они. С Троицка - Печорска по реке Печора на лодках и на баржах их доставили и высадили на правый берег реки Печоры - это место, получившее позже название поселок Ичетди, что означает маленький остров. Сначала жили в землянках, построенных на скорую руку, наступала зима, да и надо было в первую очередь, выполнять план по заготовке леса. Постепенно строили бараки. Счастьем стало переселение в бараки. В одной комнате жили по 2-3 семьи, перегородкой служила простая занавеска. Но не согнулись те, кто выжил, и доказывали своим трудом своё неистребимое терпение на все издевательства. Все взрослые, в основном работали на лесозаготовках. Создавался колхоз им. Карла Маркса. Численность посёлка росла. Построили 7 - летнюю школу, был создан детский дом республиканского значения.
поселок Ичетди
Из воспоминаний
- Амантина Альбертовна Ферер
... В семье Ферер у Альберта Яковлевича, 1899 г.р. и Гильды Яковлевны, 1900 г.р. было семеро детей: Альберт, Эдмунд, Леонтина, Амантина, Федор, Евгений, Лариса. В мае 1941 года семью сослали из Карелии в Коми край. По Печоре привезли на Кодач, затем на Ленавож. «Трудное было время. Теряла родных одним за одним. После смерти младшего брата , мать не выдержала и сошла с ума, вскоре и она скончалась. Помню брата хоронить было нечем. Маме нашли четыре доски, постелили на дно могилы, братика положили с ней рядом, сюда и ещё одну девочку - сбоку подкопав землю. Нас отправили в детский дом в Ичетди»…
Эрика Самуиловна Гемплер
… 1942 год. В декабре нас привезли в лесоучасток Ленавож Троицко - Печорского района. Среди взрослого населения, а в основном были женщины, не было ни одного ребенка кроме меня, мне было 5 лет. Мой брат Рубин (1930 г.р.) учился в деревне Кодач, а сестра Берта (1928 г.р.) уже работала в лесу на заготовке авиалеса. Стояли жуткие морозы, целыми днями я была одна в землянке, а вечером приходили изможденные, голодные люди с работы, а некоторых привозили на санях уже мертвыми. Трупы складывали штабелями, так как рыть могилы было не под силу, земля была как камень, ждали весну, чтобы придать их земле. Я носила воду из реки Велью в столовую, чтобы получить картофельные очистки, а вечером мама их варила и с хлебом мы их ели. Лес вывозили на лошадях к реке Велью и если лошадь подыхала - это был для нас праздник, съедали все, а шкуру поджаривали на костре и это было деликатесом. Летом я переходила на подножий корм, ела всевозможные травы, ягоды. Моя работа была - собирать грибы и сушить, чтобы зимой было что есть. Помню летом всегда подходила к пекарне и нюхала запах хлеба, все смотрела на небо и думала, хоть бы кусочек хлеба упал - это были детские мечты…
Эти правдивые, щемящее сердце воспоминания — горестные страницы нашей отечественной истории. Я уверена, что светлая память о безвинно погибших, подчас лучших из лучших, не должна быть предана забвению. Люди должны знать о своей стране и о жизни старшего поколения всю правду, как бы горькой она не была.
А.С. Власова, председатель районного «Мемориала»
30 октября 2013 г.
|